четверг, 20 августа 2009 г.

Здоровый ребенок – успешный ученик


Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание. Высокий уровень патологии свидетельствует о кризисном положении здоровья нации.
Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
В связи с этим в число основных приоритетов обновления школы входит основная задача – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы. Выбранные способы и приемы деятельности должны быть эффективными, несложными в применении, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе. В связи с этим оптимальный алгоритм деятельности педагогических коллективов представлен в самом определении: здоровье – это совокупность физических, психических и социальных качеств человека,
которые являются основой его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие
всех систем органов. Поэтому правильное построение урока, оптимальное чередование разных видов занятий оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма. Предлагаемые упражнения можно использовать на разных этапах урока:
-«растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма;
разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;
-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;
под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;
-«качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;
головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;
-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;
в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;
-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;
в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;
-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;
покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;
-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;
сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом,
удерживать позу 15-20 секунд;
-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;
сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Следующим немаловажным критерием здоровья является психофизическое состояние школьника. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, но это еще и особый мир детства, в котором он проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или к чему-либо. Педагогам необходимо обратить внимание на решение вопросов психогигиены учебно-воспитательного процесса: нет ли психотравмирующих ситуаций, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций, которые являются залогом психического здоровья. Надеюсь, предложенные памятки будут полезны педагогам и родителям.
Памятка первоклассника.
1.Не дерись, не обижайся без дела.
2.Не дразни других, не выпрашивай ничего.
3.Не ябедничай за спиной у товарищей.
4.Если тебя зовут играть - иди, если не зовут – попросись. Это не стыдно!
5.Почаще говори: давайте дружить, давайте играть, давайте вместе пойдем домой.
6.Не хвастайся. Ты не лучше всех, но и не хуже других!
7.Просят о помощи - не отказывай.
8.Если что-то не получается - не плачь, попробуй еще раз. Все у тебя получится!
9.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Памятка родителям.
1.Постарайтесь уделять ребенку как можно больше времени.
Важно понять его настроение и уметь сопереживать.
2.Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
Не ожидайте полной самостоятельности.
3.Не стремитесь, во что бы то не стало настоять на своем, если ребенок закапризничает.
В то же время не стоит потакать детским слабостям и чрезмерно опекать малыша.
4.Если ребенок не просит о помощи, не вмешивайтесь в дела, которыми он занят.
5.Не давите на первоклассника.
Иначе у ребенка с первых дней выработается стойкое отвращение к учебе.
6.Постарайтесь выяснить, в чем причина неудач, помогите справиться с трудностями.
С Вашей помощью ребенок обретет уверенность в себе и будет с удовольствием посещать школу.
7.Встречая малыша из школы, в первую очередь спрашивайте не об оценках, а о том, что нового
он узнал на уроках, с кем играл на переменах, как у него прошел день.
8.Хвалите ребенка как можно чаще, отмечайте даже не значительные достижения.
На успехи и неудачи постарайтесь реагировать сдержанно, ровно и обязательно
доброжелательно.
9.Любите ребенка не за то, какой он умный способный, а просто за то какой он есть.
Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, медиков, родителей. В рамках решения данной проблемы следует отметить наиболее важные направления педагогической деятельности:
- правильная организация учебного процесса;
- включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов;
- использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
- просветительская и совместная творческая деятельность педагогов и родителей.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями по охране своего здоровья, обеспечит формирования позитивных установок на соблюдение гигиенических правил. Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения школьника в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизическим особенностям.

3 комментария:

  1. Несомненно,здоровье является одтм из важнейших компонентов успешности.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

    ОтветитьУдалить
  3. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр)
    Лариса Александровна, спасибо за упражнения и памятки, которыми Вы щедро поделились.
    ____
    С уважением, Зайцева Наталия Владимировна

    ОтветитьУдалить